История ZX Speccy

 

некоторые материалы были взяты из таких источников, как журнал "Хакер", сайты спектрумистов.

ZX-Spectrum: автобиография титана

Yuri Potapov

Спецвыпуск Xakep, номер #038, стр. 038-076-1


--------------------------------------------------------------------------------

Рождение, история и мутации культового компьютера

Прошло всего 20 лет, и вот память исчисляется уже даже не мега, а гигабайтами, и моя любимая игра Digger заканчивается быстрее, чем я успеваю что-либо разглядеть на экране. Но это сегодня, а тогда, в начале 80-x годов, все было иначе…

Рождение Speccy

Все началось в далеком 1979 году, когда фирме Sinclair Research Limited удалось выпустить домашний компьютер ZX80 с рекордно низкой ценой - всего 99 фунтов. Благодаря небольшим жертвам - вместо монитора этот комп использовал обычный телевизор, а в качестве дисководов - кассетный магнитофон – Синклеру удалось создать действительно доступный домашний компьютер, заодно обойдя на несколько корпусов ближайшего конкурента - Commodore PET, выпущенного на полгода раньше и стоившего в 7 (!) раз больше нашего новорожденного.

В 1981 году поступила в продажу новая модель ZX81, стоившая уже 60 фунтов. И ZX80, и ZX81 продавались в двух видах: в готовом и в виде набора деталей для радиолюбителей (в духе "сделай сам"). После этого знаменательного события компания Timex приобрела лицензию на производство всех разработок Синклера.

И вот в 1982 году появляется ТОТ САМЫЙ ZX Spectrum, выпускающийся в двух модификациях - 16K и 48K. Грамотно проведенная рекламная компания позволила поднять объемы продаж до 15 тысяч машин в неделю. Кстати, несмотря на то, что изначально Spectrum был предназначен для обучения, его популярность обеспечивали в основном геймеры, и общее количество игр, написанных для Speccy, исчисляется тысячами (по моим подсчетам, около 10000). В это же время было разработано и множество различных периферийных устройств - от принтера до светового пистолета.

К 1984 году появились более мощные домашние компьютеры от Atari, Commodore и Amstrad, но они не могли составить серьезной конкуренции - люди охотнее брали более раскрученный Спектрум, народу он полюбился и, к тому же, для него выпускалось несколько интересных специализированных журналов, таких как Sinclair User, Crush, Your Spectrum.

Детство

Несмотря на выпуск в конце 1985 года новой модели - ZX Spectrum 128, имеющей увеличенный объем памяти и встроенный музыкальный сопроцессор, всего через год компании Sinclair Research Limited пришлось расстаться со всеми правами на ZX Spectrum и его модификации в пользу фирмы Amstrad. Это произошло из-за провала ряда других проектов, таких как, например, компьютер Sinclair QL и электромобиль Sinclair C5.

В 1986 году теперь уже фирма Amstrad выпускает ZX Spectrum+2 со встроенным магнитофоном, а позже, в 1987, ZX Spectrum+3 со встроенным дисководом. Этот комп прославился полным отсутствием совместимости с оригинальным Speccy. Кроме того, его «встроенный дисковод» работал только с нестандартными дисками - размером 3 дюйма и объемом 160 Кб.

Последней машиной, разработанной фирмой Amstrad, был выпущенный в 1988 ZX Spectrum+2A, при его разработке фирма вроде бы учла претензии пользователей, но фактически - это был тот же +2 с ROM от +3.

Тогда же Amstrad пришлось свернуть сначала +3, а в конце года - и все остальные модели, мотивируя это плохой продажей собственных разработок фирмы. Детище компании Timex, названное Super Spectrum, постигла та же судьба - Amstrad как правообладатель запретила производство и продажу этой интересной и опережающей свое время машины. Казалось, что на этой торжественной ноте история Спектрума должна была бы подойти к концу, ведь про Спек забыли и крупные издатели игрушек - последние гамесы, выпущенные, например, Ocean, CodeMasters и U.S. Gold датируются 1991-1992 годами, но на самом деле все только начиналось.

Коммунизм – это молодость Спека

Никто не скажет сейчас, кому пришла в голову идея реализовать Спектрум на отечественных деталях, однако опубликованная в журнале "Радио" схема компьютера, названного, соответственно, «Радио-86РК», вызвала большой ажиотаж в кругах радиолюбителей, и позднее в магазинах появились даже наборы радиодеталей с прилагаемой схемой. Несмотря на то, что схема Спектрума была зашита в ПЛМ, и все многообразие моделей, существующих на данный момент, - лишь попытки повторить оригинал, это был действительно прорыв. Кстати, Commodore 64 проиграл Спеку и на нашем поле, поскольку не мог быть скопирован российскими умельцами из-за своих специализированных сопроцессоров.

В 1988 году появилась "Москва" - машина, наиболее приблизившаяся к оригиналу. Большинство схем, появившихся позже, содержат идеи взятые именно из нее. В 1989 году появляется "Москва-128" и самая дешевая и массовая модель "Ленинград-1" - первая модель с интегрированным Бета-Диск интерфейсом. Позднее Бета-Диск стал неписанным стандартом для всего СССР, что до сих пор вызывает откровенную зависть зарубежных пользователей.

Вот тогда-то, в конце 80-х, и состоялось мое знакомство с этим удивительным творением. Все было просто: в магазине спортивных товаров в уголке стоял телевизор, к нему была подключена коробочка с кнопками и джойстик. Тогда я даже не знал что это, для меня это был просто Компьютер с большой буквы.

В начале 90-х Спектрумы стали производить уже на государственных предприятиях, где в его схему и ПЗУ вносились еще более чудовищные изменения.

Такими были "Дельта-С" с зашитым русским знакогенератором и кнопкой «РУСЛАТ», "Рейд", "Кворум-64" со встроенной CP/M, "Кворум-128", "Хоббит" с уникальной клавиатурой и улучшенными сервисными возможностями.

Также я видел нечто, выдававшее при включении мощную надпись: "КУВТ УКНЦ ГОТОВ К РАБОТЕ", конструктивно выполненное в корпусе из 3-миллиметровой (!) стали, с удивительно аккуратной и оригинальной клавиатурой. Падение этого устройства со стола на ногу легко могло отправить пользователя в травматологическое отделение. Более того, я даже знаю людей, которые посетили травмпункт именно из-за неосторожного обращения с «КУВТ УКНЦ». Она просто не прощала неуважительного отношения :).

В 1992 году у меня появился первый Спек - "Дельта-С 128" производства Чебоксары. Для полного счастья в его комплекте присутствовал ч/б ТВ-модулятор, RGB выход и клавиатура в 58 клавиш, правда, очень огорчало отсутствие музыкального сопроцессора - позднее я узнал, что он поставляется вместе с Бета-Диск контроллером, а вот их-то у нас в Самаре и не было.

Самым навороченным и мощным среди российских разработок был "Профи" от фирмы "Кондор". 1 Мб ОЗУ, CP/M, расширенная графика, полноценные параллельный и последовательный порты, встроенный музыкальный сопроцессор, контроллер IBM клавиатуры, контроллер HDD, турборежим. Недалеко отстал и "ATM-TURBO", но памяти там было только 512 Кб. Еще одна модель, о которой стоит упомянуть, это ZS Scorpion 256, в отличие от "Профи" и "ATM" имевший ОЗУ всего 256 Кб, но не уступающий по количеству периферии и значительно превосходящий их по совместимости.

Начиная с 1991 года на нашей могучей родине регулярно выходит журнал "ZX-ревю", издается множество литературы, как по программированию, так и описания игр. В 1993 появился первый электронный журнал "Спектрофон", занимавший целый диск. Позже появилось и исчезло немало электронных изданий, но ни одно из них не смогло его превзойти - ни по атмосфере, ни по количеству номеров.

После 1992 года поток программ с запада сильно сократился, а позднее и вовсе иссяк. А через пару лет в прессе впервые зашла речь о смерти Спектрума как домашнего компьютера, и начали высказываться предложения дружно переходить на IBM или Amiga, где, мол, и игры играбельнее и графика красивее, и вообще все-там-лучше. Поначалу такие публикации лишь вызывали смех, но по мере увеличения их количества они стали просто раздражать.

Год 1994 был отмечен выходом первой русской полноценной мега-демо "Satisfaction", сделанной командой CodeBusters, а Спектрум, соответственно, был объявлен лучшей в своем роде машинкой для демок. К этому времени по бывшему СССР сформировалась довольно приличная сеть свапперов, да и в магазинах радиотоваров всегда лежал каталог программ для Спека. Спустя полгода после выхода «Satisfaction» появились десятки как откровенно неудачных, так и вполне приличных попыток превзойти CodeBusters. Отдельные призывы в СМИ прекратить заниматься ерундой и найти что-нибудь более серьезное и интересное ни к чему не приводили, и вот в 1995 году выходит разработанная Вячеславом Медноноговым игра «НЛО: Враг неизвестен», сделанная по мотивам одноименной игры от фирмы Microprose. Это был прорыв - никто из русских гейммейкеров ничего подобного еще не совершал. Год спустя выходит "НЛО2: Дьяволы бездны", по некоторым моментам даже превосходящая оригинал. В 1997 году выходит его последняя игра для ZX Spectrum, названная "Черный ворон" - RTS, сделанная по мотивам WarCraft. Заявленное на 1999 год продолжение в стиле "StarCraft" все так и не выходит, несмотря на то, что мы его очень ждали :).

В 1996 году в Питере проходит фестиваль компьютерного творчества Enlight, и Спектрум собирает возле себя больше народу, чем демонстрируемые там же IBM PC и Amiga. С тех пор фестивали проходят регулярно, в разных городах, под разными названиями, иногда по 2-3 в год. Некоторые широко освещаются в СМИ, о некоторых знают лишь избранные.

Весь мир компьютер, а люди в нем играют

На этом я хочу закончить с историей и познакомить тебя с игровыми возможностями Спека, ведь термин "бытовой компьютер" говорит, прежде всего, о том, что это - компьютер для дома, а дом это место для отдыха. Так что поможет лучше расслабиться после трудного дня, чем погружение в выдуманный мир?

Спектрум не имеет чисто текстового экрана, но зато у его графического экрана очень интересная структура. Он состоит из двух частей: первая - это монохромный блок 256х192 точки, вторая - цветовая составляющая 32х24, т.е. каждому элементу 8х8 точек соответствует один байт атрибутов. Таким образом, размер экрана составляет всего 6912 байт и позволяет на 3,5 МГц добиваться приличной скорости работы программ без использования графических ускорителей. Единственным минусом здесь является жестко заданное разрешение экрана.

Россия - не Европа, и никто в 90-х не собирался поставлять лицензионное ПО в страну, где нет закона об авторских правах. Поэтому все, что попадало сюда, в большинстве своем было уже лишено защиты, а порой даже и некомплектным. Но поскольку тогда еще никто не знал другого (лицензионного) пути получения программ, игры даже в таком виде работали и радовали.

На Спектруме представлены все жанры и виды, можно даже сказать, что все, что есть на более мощных платформах, есть и на Спеке. Это и чисто текстовые Adventure, такие как The Hulk, и графические - такие как Sceptre of Bagdad и Dizzy.

Существуют на Спеке и стратегии, как пошаговые, так и в реальном времени.

Guardian Of Eternal

Спектрум не уйдет, пока его использует хотя бы один человек. Самой большой проблемой в настоящее время является то, что новые машины уже не производятся, и проще, а самое главное, дешевле купить себе очень неплохой PC, чем найти Спектрум. Но несмотря ни на что, создается софт, пишутся различные программы, даже выпускается газета. Правда, сам Спектрум в большинстве своем используется только в виде эмулятора. Из-за этого в FIDO-конференциях очень часто возникают пустые споры - кого можно считать настоящим спектрумистом, а кого нельзя.

Мне часто говорят: "Зачем тебе Спектрум? Выкинь его или отдай на радиодетали. Возьми себе крутой ПЦ и используй его крутые возможности, ведь там все есть". Мне нечего сказать в ответ, человек просто не понимает, о чем говорит. Ведь Спектрум - это не просто какой-то калькулятор, это Легенда, машина, сделанная с душой.

Биография Отца Спектрума - сэра К.М.Синклера.

Эту историю наизусть знает любой уважающий себя спектрумист :).

Клайв Марлз Синклер родился 30 июля 1940 г. в Ричмонде. Тем же летом его мать забрала его и переехала из Лондона в более безопасный Девон. Когда их дом в Ричмонде был уничтожен бомбежкой, Билл Синклер, отец Клайва, нашел новый дом в Бракнелле, в графстве Беркшир. Там они и жили до окончания войны. В 1943 году родился брат Клайва - Лейн, а в 1947 году сестра Фиона. С детства Клайв проявлял выдающиеся технические способности, а созданная им модель подводной лодки даже подсказала его деду Джорджу несколько интересных идей :).

Нельзя сказать, что Клайву было легко учиться в школе, его интересы и мечты не соответствовали возрасту. Ему было интереснее общаться со взрослыми, чем со своими сверстниками. Когда Клайву исполнилось 10 лет, учителя начальной школы сказали, что ничему больше не смогут его научить, и он должен сам решить, чему хочет обучаться дальше.

Чтобы взять как можно больше, Клайв поступил сразу в несколько учебных заведений. И в 1955 году он одновременно учился и в высшей школе, и в колледже Святого Джорджа в Вейбридже. Еще подростком он увлекся электроникой, и часто проводил свое время, придумывая и собирая различные электронные устройства. Он собирал небольшие, но очень эффективные радиоприемники для своих родных и друзей. Тогда же он начал публиковать статьи в журналах для радиолюбителей. После окончания колледжа Клайв не стал поступать в университет, он собирался заняться собственным делом - продажей по почте различных электронных устройств для радиолюбителей в виде наборов для сборки.

Фирма C.M.Sinclair's Micro Kit Co впервые появилась на страницах тетради, датированной 19 июня 1958 года, и в этой же тетради была нарисована схема устройства "Марк I" и полная деталировка для него. Но планы – это одно, а стартовый капитал – совсем другое, и где-то надо было его добыть.

В поисках денег Клайв устроился помощником ассистента редактора в журнал для радиолюбителей Practical Wireless, но поскольку редактор и его помощник постоянно болели, то в свои 18 Клайву приходилось все делать самому. Это была не очень сложная работа: он брал статьи постоянных корреспондентов, собирал их так, чтобы материал был интересен и новичкам, и опытным радиолюбителям, наводил некоторый лоск и отдавал в печать. На это ему хватало одного дня в неделю, и остальное время он тратил на свои разработки. Не все схемы, собранные читателями, работали, они писали об этом, предлагали свои решения, поэтому в журнале всегда было что-нибудь интересное.

В августе 1958 Клайв продавал журнал и подписку на него и все еще не имел своего собственного бизнеса. Тогда же он познакомился с Бернардом Бабани, владельцем Bernard's Publishing. Клайв сумел заинтересовать Бабани своими статьями, и тот предложил ему работу и 700 фунтов в год жалованья. Синклер согласился потому, что считал издание книг более интересным, чем издание ежемесячного журнала.

Первая книга Синклера вышла в январе 1959 года и называлась Practical Transistor Receivers Book 1, она была переиздана в том же году и впоследствии переиздавалась не менее 9 раз. Его следующая книга Practical Stereo Handbook была опубликована в июне 1959 и после этого еще 7 раз перепечатывалась в течение четырнадцати лет. Последняя книга Синклера, написанная для Бабани, Modern Transistor Circuits for Beginners, вышла в мае 1962 года.

Амбиции Клайва не давали ему спокойно работать на других людей, и вот в 1961 году он зарегистрировал свою собственную фирму Sinclair Radionics ltd. Тогда он начинал свой бизнес с распространения комплектов для сборки микроусилителя. Со временем он стал производить также микрокалькуляторы и карманные телевизоры.

И вот в 1980 году он выпускает свой первый компьютер zx80 по цене 99,95 или 79 фунтов в виде набора для сборки. В сентябре их было продано уже более 20 тысяч экземпляров.

В Марте 1981 года был выпущен zx81, главным прорывом была цена 69,95, ее удалось снизить за счет использования всего 1 ПЛМ вместо 18 различных микросхем. Выпуск этой машины вызвал небывалый бум на компьютеры в Великобритании, а в марте 1981 японская компания Mitsui приобрела у Sinclair Research ltd права на распространение zx81. До конца 1982 года было продано более 300000 zx81 по всему миру.

За вклад в экономику Великобритании и за zx81 Клайву Синклеру было присвоено рыцарское звание.

В апреле 1982 года был выпущен ZX Spectrum. В отличие от черно-белых zx80 и zx81, у Спектрума был цветной экран и целый 48 килобайт памяти. ZX Spectrum стал не просто бытовым компьютером, он стал легендой.

A Синклер уже готовил к выпуску следующую машину Sinclair QL, этот компьютер должен был стать дешевой альтернативой американским IBM PC и обладал довольно высокими характеристиками: 32-разрядный процессор, ОЗУ 128 Кб с возможностью расширения до 4 Мб, хорошая графика и звук. Но при разработке был допущен ряд просчетов, таких как использование микродрайвов вместо дисководов. Кроме того, неудача с выпуском электромобиля C5 крепко ударила по карману Синклера, в результате чего он продал Sinclair Research ltd фирме Amstrad, оставив себе только лабораторию в Кембридже и свое имя.

Сэр Клайв Марлз Синклер до сих пор продолжает создавать различные устройства, и все, что он создает, отвечает двум требованиям - компактное и недорогое.

Спектрум 48

Объем ПЗУ - 16K

Объем ОЗУ - 48K

Размер экрана – 256х192

Экран состоит из двух частей: первая - это область высокого разрешения, вторая - цветовая составляющая, один байт задает цвет для участка 8х8 точек.

3 бита задают цвет включенных точек.

3 бита задают цвета для сброшенных точек.

1 бит задает повышенную яркость для обоих цветов.

1 бит задает смену режима мерцания со скоростью 12,5 Гц.

Клавиатура – резиновая, 40 клавиш, включает буквы, цифры, Caps Shift, Symbol Shift, Enter и пробел.

Спектрум 128

Объем ПЗУ - 32K

Объем ОЗУ - 128K

Имеет дополнительный экран и музыкальный сопрoцессор, дополнительная память адресуется банками по 16K.

Скорпион 256

Объем ПЗУ - 64K

Объем ОЗУ - 256K

Российская разработка, в 1993 году был подключен жесткий диск, ПЦ клавиатура и мышь, имеется турборежим 7Mhz.

Профи 1024

Объем ПЗУ - 64K

Объем ОЗУ - 1024K

Также отечественная разработка, очень навороченная машина, изначально поддерживался жесткий диск, имеется поддержка CP/M, имеется дополнительное экранное разрешение 512х240, построен на базе процессора z80h, что позволяет в режиме CP/M работать на скорости 14Mhz.

ZX80 стоил всего 99 фунтов. Его ближайший конкурент стоил 700…

В СССР существовала куча модификаций Спека, среди них были как откровенные неудачи, так и полные копии.

Последние игрушки, выпущенные известными издателями, датируются 1992 годом. Тем не менее, их поток не иссяк :).

Схема Спека была опубликована в журнале «Радио», и наши радиофанаты собирали его буквально на коленке.

Sinclair QL должен был стать дешевой альтернативой американским IBM PC и обладал довольно высокими характеристиками: 32-разрядный процессор, ОЗУ 128 Кб с возможностью расширения до 4 Мб.

На Спеке есть качественные аналоги многих PC-игр, например, UFO, UFO2, WarCraft II.

Советский "КУВТ УКНЦ" был изготовлен в корпусе из 3-миллиметровой (!) стали, и имел удивительно аккуратную и оригинальную клавиатуру.

############################################################################

Мое знакомство со спектрумом началось году эдак в 1993, тогда мой отец с моей помощью:) (мне 7 лет было) собрал супермашину, из разных комплектующих клонов спека, но свиду эта тачка походила на КУВТ УКНЦ, оснащена была бета диск интерфейсом, звуковым сопроцессором, и цветным графическим адаптером, а также моя гордость - вручную напаянная клавиатура с ПЦ-шными клавишами, смонтировано все это было в корпус от старого ЭВМ Электроника с непонятным для меня индексом, видок получился практически брендовый, за исключением того, что все это хозяйство без блока питания весило около 10 килограмм (таль была 5-мм толщины!).

Знакомство началось, естественно с игр, у меня и сейчас хранится десятков пять бета-дисков, с .trd играми, если взять мои любимые - это EXOLON, FIGHTING SOCCER,CAPTAIN TRUENO, DIZZY, Äóðàê (Ìåäíîãîâà) è äð.

C òåõ ïîð ÿ íåîòõîäèë îò íåãî â òå÷åíèè 5 ëåò, ïîñëå êîòîðûõ ó ìåíÿ ïîÿâèëñÿ ñîáñòâåííûé 80386 SX, íî è ñ òåõ ïîð, ïîìåíÿâ ìîðå ìàøèí, ñèäÿ ñåé÷àñ çà iP 4 2.4 Ghz, ÿ íå çàáûâàþ ìîåãî ñòàðîãî äðóãà, à âðåìåíàìè (â îñíîâíîì ïîëüçóþ ýìóëÿòîð EmuZWin) âðóáàþ åãî è ïîãðóæàþñü â Èñòîðèþ.

À ñïåêêè æèâ, êàê íè ñòðàííî, îãîíåê åãî âñå åùå õîòü è òóñêëî, íî ñâåòèò íàä ãîðèçîíòîì êðåìíèåâûõ ñåðäåö (âî êàê çàãíóë:) .....

Сайт создан в системе uCoz